Categories:

Немного о проверке контрагентов (открытые источники).

Продолжая делиться опытом и соображениями относительно проверки контрагентов... Что мы относим к открытым источникам?

Интернет? Да. Печатные и электронные СМИ? Да. Специализированные ресурсы? Да-да-да. Вообще, надо сказать, нам с вами посчастливилось жить в очень интересное время, которое можно смело назвать «мечтой экономического разведчика». Людям старшего поколения, хорошо помнящим профессиональную сферу лет эдак 10-15-20 назад, несложно будет вспомнить, как невозможно было без некоторых усилий узнать ФИО учредителя юридического лица :). Было. Теперь к услугам профильных специалистов и всех граждан — широчайший спектр ресурсов, официально и на законных основаниях раскрывающих огромный пласт информации, умея пользоваться которым, можно буквально творить чудеса, превращая «информационную воду в информационное вино». 

Что приходит на ум в первую очередь? 

- Конечно же, государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Сведения о финансово-экономических показателях, бухгалтерский баланс. 

- Реестр дисквалифицированных лиц. 

- Сведения о документах, поданных на изменение регистрационных данных ЮЛ и ИП

- Сведения о приостановлении операций по банковским счетам ЮЛ и ИП

- Сведения об арбитражной практике

- Сведения о судебной практике в судах общей юрисдикции

- Сведения об исполнительных производствах

- Возможности поисковых машинGoogleи Yandex с применением специальных префиксов

- Социальные сети

И многое, многое, многое другое. Практически весь объем информации, требуемый для принятия решения о возможности или невозможности (нецелесообразности) работы с конкретным контрагентом в подавляющем большинстве случаев буквально лежит на поверхности – необходимо просто протянуть руку к данной информации, образно выражаясь, за ней не нужно даже наклоняться.

 Отдельным блоком можно и нужно выделить различные онлайновые информационные системы, предоставляющие доступ к этой информации на платной основе. Сознательно не станем их называть, их много и все они широко известны на рынке. Продавая свои услуги за деньги – от разумных и скромных до заоблачных – по нашему глубокому убеждению они перепродают ту информацию, которую можно получить официально и бесплатно, зная, где ее взять. Надо отдать должное: некоторые из систем, о которых идет речь, предлагают клиенту исключительно дружественные, «человеколюбивые» пользовательские интерфейсы, с цветными диаграммами, с визуализацией связей, что по сути не меняет содержания информации.

 Есть и еще один (увы, не последний) подводный камень онлайновых систем. Случается, что информация, закачиваемая в них из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, отстает от актуальной как минимум на несколько дней. Результат: факт ввода в состав учредителей бомжа Василия пользователь такой системы увидит лишь через несколько дней.

 Нельзя не обратить внимание и на такой важнейший момент, как недостаточность критериев, использующихся онлайновыми системами для анализа контрагента. Анализируя их работу в ходе повседневной практической деятельности, авторы материала не раз натыкались на примерно такую ситуацию. 

 Юридическое лицо, созданное пару лет назад под отдельный проект, до поры, до времени лежит бездействующим. Проверяя его по любой популярной онлайновой системе получаем оценку: отличная и очень надежная компания, риск низкий. Причина проста: система критериев, по которой система анализирует контрагента, является «необходимой, но не достаточной». В рассматриваемом случае оценка выносятся на основании следующего:

- предприятие реально зарегистрировано,

- предприятие существует более года,

- адрес регистрации не массовый,

- руководитель не массовый,

- учредитель не массовый,

- руководитель и учредитель не дисквалифицированы,

- арбитражной практики нет,

- судебной практики по компании, руководителю и владельцу нет,

- среди недобросовестных компаний не числится,

- отчетность сдается.

«За скобками» в нашем случае остается то, что отчетность сдается нулевая (деятельность не ведется), по кассе не прошло ни рубля, даже уставный капитал не внесен, не открыто ни одного расчетного счета в банках, не трудоустроено ни одного сотрудника, не проведено ни одной сделки. Таким образом, хорошей и благонадежной компанией по выводу онлайновой системы становится юридическое лицо, которое по факту и по сути является лишь папкой с документами, лежащей в чьей-то тумбочке. Причина, повторимся – недостаточность критериев, используемых для оценки контрагента.

Вывод. Нужно ли использовать в повседневной работе онлайновые системы? Наверное, да. Но! Только с двумя оговорками:

1.  Если объем проверок очень велик, и проверка компании вручную по всем известным источникам занимает серьезное количество рабочего времени.

2.  Если оценка, выданная онлайновой системой, воспринимается специалистом экономической разведки как первый шаг, «нулевой уровень» проверки, и предпринимаются дополнительные шаги, направленные на получение полной и объективной информации о контрагенте.

Об этих шагах – в следующих публикациях.

 Читайте, комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь, добавляйтесь в друзья.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic