e_razvedka

Categories:

Понятие и сущность экономической разведки

Экономическая разведка — вид внешней разведки, объектами которой являются промышленность, транспорт, торговля, финансовые и денежно-кредитные системы, природные ресурсы и т. п.

Относительно сфер, представляющих интерес для предприятия можно рассмотреть экономическую сферу, политическую сферу, социальную сферу и военную сферу деятельности. Каждая из них в свою очередь подразделяется на составные части.

Экономическая разведка наиболее сложна по своей структуре. В ее составе можно выделить промышленную и коммерческую разведку.

Экономическая разведка рассматривает всю информацию, обеспечивающую преимущества конкуренту.

Итак, промышленная разведка рассматривает следующие направления: научно-техническая.разведка; технологическая разведка (наиболее эффективное направление на краткосрочных этапах); разведка ресурсов; коммерческая разведка. Она ориентирована на финансовые вопросы, вопросы маркетинга и менеджмента.

Любая база данных разведки делится на две части:

- фактические данные. Здесь аккумулируются данные текущего мониторинга и делаются выводы по состоянию предприятия на текущий момент времени

- стратегическая информация. Здесь осуществляется анализ имеющихся данных, а также делаются прогнозы по поведению конкурентов, предпосылкам проведения акций на рынке и др.

Управление любой организацией включает как минимум два уровня принятие решений: управление текущей деятельностью предприятия; управление стратегическим развитием предприятия. Результаты принятия решения по данным вопросом оказываются по-разному: текущие- в самое ближайшее время, стратегические - в будущем.

Необходимо отметить, что характер информации для каждого уровня приняты решения будет значительно различаться.

В связи с этим работу экономической разведки предприятия целесообразно разделить на две составляющие: стратегическая (макроэкономическая); оперативно-тактическая (микроэкономическая)

Такое планирование разведдеятельности необходимо для того, чтобы в будущем не утонуть в потоках информации, которая накапливается.

Возможности экономической (конкурентной) разведки. При постоянном ведении экономической или конкурентной разведки, предприятие получает следующие преимущества:

1) прогноз изменений на рынке.;

2) прогнозирование действий конкурентов;

3) выявление новых или потенциальных конкурентов;

4) анализ деятельности конкурирующих предприятий с целью получения передового опыта и возможности учиться на чужих ошибках;

5) сбор и анализ информации о лицах, заключивших с предприятием контракты;

6) сбор необходимой информации;

7) изучение криминальных аспектов рынка, состояния и влияния не рынок теневой экономики;

8) оценка целесообразности приобретения нового бизнеса;

9) изучение всей новой продукции на рынке;

10) создание нового бизнеса;

11) изучение законодательных, политических, и др. направлений развития стран, для потенциального развития бизнеса;

12) рассмотрение и анализ неправомерного использования товарных знаков предприятия;

13) использовать ошибки конкурентов в свою пользу;

14) анализ рекламы;

15) установление недобросовестной конкуренции со стороны других предприятий;

16) управление рисками бизнеса;

17) раннее выявление угроз, уязвимостей, возможностей и иных факторов влияния на успех бизнеса;

18) обеспечение конкурентных преимуществ за счет своевременного принятия нестандартных оптимальных управляющих решений.

Особенности экономической разведки

В отличие от других видов разведки, экономическая сосредотачивается только на информации, с помощью которой возможно оценить экономической состояние конкурентов.

Отличие составляет и объект разведки: если при военной и политической работа ведется против врагов, тогда как при экономической – работа ведется против конкурентов. Конкуренты вчера могли быть врагами – а завтра становятся соратниками по бизнесу.

Для экономической разведке важна информация, а не носитель, на котором она представляется. (для военной – важен образец, а для политической – документ)

Отличием являются и средства ведения разведки: в политической в основном используется шантаж, подкуп и др., в военной – силовые действия)

Основное количество необходимой информации экономическая разведка получает из открытых источников.

В отличие от военной и политической разведки, при экономической информацию необходимо не только собрать, но и обработать и сделать выводы и рекомендации.

Принципы ведения разведки

Принципы ведения разведки:

- необходимо установить цель сбора информации.

- непредвзятость в отборе информации.

- установление причинно-следственных связей.

- степень достоверности.

- конфиденциальность.

- выводы и рекомендации.

На основе подготовленной службой экономической разведки информации, руководство предприятия принимает решения. Необходимо помнить, что цена этого решения в рыночных условиях очень велика. Если решение принято верно, предприятие может получить большую прибыль.

Объекты экономической разведки

К основным объектам, которые исследует экономическая разведка можно отнести:

1. Рынок. Исследуется все возможные факторы маркетинговой политики конкурента. Особое внимание уделяется ценовой политике.

2. Продукт. Многие виды продуктов отличают не материалы, из которых их производят, но конструктивные и технологические особенности их производства. Так же в этой области внимание обращается на объемы и развитие производства конкурента, качество и эффективность изделий

3. Менеджмент. Структура предприятия, коммуникации

4. Кадры. Личные пристрастия, увлечения и другие подробности жизни работников предприятия, как носителей информации

5. Инфраструктура бизнеса. Здесь нас интересуют подъездные пути, системы внешней и внутренней связи, отношения с поставщиками и др.

6. Финансовая сфера предприятия - конкурента. Из всей массы информации о финансовых потоках, наибольший интерес представляют вопросы эффективности функционирования капитала, ликвидность и платежеспособность предприятия, отношения с кредиторами и др.

Условия, определяющие эффективность разведки: Интеллектуальные критерии. Организационные критерии. Критерий везения.

Движущим механизмом современного общества является конкуренция. Экономический прогресс общества дает преимущества тем, кто предлагает продукцию лучшего качества по меньшей цене, изготавливая ее с меньшими издержками.

Рынок вынужден покинуть тот, кто производит худшую продукцию с высокими затратами.

Неравенство доходов, дополнительные преимущества и послужили почвой, на которой проросло понятие «коммерческой тайны», как об информации, как о способах получения дополнительных выгод. А уже появление коммерческой тайны породило стремление обладать ей, а у обладателей – хранить и защищать.

Конкурентная (экономическая) разведка базируется на сборе информации о соперниках по бизнесу. Изучаются все возможные открытые источники информации. Собираемая информация должна дать представление не только о настоящей и будущей деятельности конкурента, но и поведении покупателей: информация собирается и о них.

Сбор информации о конкурентах – процесс творческий. Практически никогда не удается найти необходимую информацию в явном виде. Поэтому, аналитик, должен найти в общедоступном факте нечто, характеризующее поведение конкурента. Здесь надо сделать упор на том, сто конкурентная разведка использует только открытые сведения, которые конкурент не защищает.

Основная область применения экономической – рынок. Главная цель – систематическое отслеживание открытой информации о конкурентах, анализ полученных данных и выработка обоснованных рекомендаций для принятия на их основе управленческих решений.

Причины возникновения экономической (конкурентной) разведки: появление конкуренции, ее агрессивность; глобальная конкуренция; быстрый темп роста бизнес-среды; информационная перегрузка; быстрая смена технологий.

К основным задачам экономической разведки относятся: Постоянный мониторинг рынка; Отслеживание информации, связанной с патентами и лицензиями; Проведение маркетинговых исследований с целью поиска свободных «ниш» или «слабых» конкурентов; Оценка целесообразности приобретения бизнеса; Мониторинг настоящих и потенциальных потребителей; Прогнозирование изменений на рынке; Прогнозирование действий конкурентов; Поиск и изучение форм, предполагаемых продаж; Изучение новых технологий и технологических процессов; Мониторинг политической ситуации в стране и в мире ; Подбор и проверка кадров и др.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic