e_razvedka

Categories:

Промышленный шпионаж

Промышленный шпионаж (также экономический или корпоративный шпионаж) — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

Понятие «промышленного шпионажа» достаточно древнее. Еще Прометей осуществил несанкционированную другими богами передачу людям совершенно секретной технологии получения огня.

К 400 году до н.э. Восток значительно опередил Запад в искусстве разведки. Сунь Цзы писал: "То, что называют предвидением, не может быть получено ни от духов, ни от богов...ни посредством расчетов. Оно должно быть добыто от людей, знакомых с положением противника" .

С этого начался шпионаж, в том числе промышленный. Очень преуспели в нем многие государи и частные лица. Прекрасно поставленная служба разведки помогала купцам Венеции и банкирскому дому Фуггеров, фирме Круппа и дому Ротшильдов. Методы практически не менялись столетиями: подкупали, шантажировали, посылали послов-шпионов, перехватывали письма, читали пергаменты (позже книги и газеты) в библиотеках и монастырях. Когда удавалось, подсматривали и подслушивали. Трудности возникали и тогда: надо было передавать полученную информацию в центр сбора и обработки. Для этого использовали гонцов, голубиную почту. Содержание секретной информации записывали, а иногда и шифровали.

Шпионаж был актуален в очень древние времена, о чем свидетельствует наличие этого понятия в древних языках различных групп: например, французское слово espionner является родственным староитальянскому spione, которое сравнимо с древнегерманским spehon.

Промышленный шпионаж считается одной из форм недобросовестной конкуренции. Он применяется как для малых предприятий, так и на уровне государств.

Цель промышленного шпионажа состоит в экономии материальных и временных ресурсов, которые затрачиваются на получение конкурентных преимуществ. Проще говоря, гораздно легче, быстрее и дешевле украсть информацию, нежели изобретать самим или проводить длительное и дорогостоящее исследование и анализ информации, существующей в открытых источниках.

Это справедливо и для международной конкуренции, где к конкурентоспособности государств присоединяются и вопросы национальной безопасности.

Основное отличие промышленного шпионажа от конкурентной разведки в методах добывания информации. Конкурентная разведка, как уже говорилось, пользуется только открытыми источниками информации и в своей деятельности использует только этические методы, получая результаты благодаря аналитической обработке информации, тогда как методы промышленного шпионажа ориентированы на использование всех доступных средств для получения искомой информации, включая как прямое нарушение законов ( шантаж, подкуп, воровство, насилие и т.д.), так и неэтичные методы (обман, распространение компрометирующих сведений, выпытывание и т.д.).

Методы конкурентной разведки исключают использование уголовно наказуемых средств, и в большей степени ориентированы на цивилизованные способы ведения бизнеса.

Однако грань между этичными и неэтичными методами ведения конкурентной разведки (хотя и при соблюдении в обоих случаев действующих законов) остается весьма размытой. По мере возрастания потребностей в получении ценной деловой информации возрастает роль этических норм. При возникновении проблем с получением информации в подразделении конкурентной разведки появляются стимулы нарушить некоторые этические ограничения.

К средствам ведения промышленного шпионажа относятся:

- подкуп лиц, имеющих доступ к информации;

- шантаж лиц, имеющих доступ к информации;

- кража информации или лиц, имеющих к ней доступ;

- вывод из строя оборудования, лиц, принимающих непосредственное участие в изготовлении продукции;

- внедрение агентов на предприятие с целью проведения хищения информации или диверсии;

- использование технических средств для перехвата информации;

- получение информации из компьютерных сетей и др.

Практически до начала ХХ века «техническими» средствами несанкционированного съема информации выступали дырки в стенах и потолках, потайные ходы и полупрозрачные зеркала.

Появление телеграфа и телефона позволило использовать технические средства получения информации. Информация стала перехватываться, влияя на международную политику стран и положение на бирже.

В 30-40 годы технический прогресс пошел семимильными шагами: появились диктофоны, миниатюрные фотоаппараты и различные радиомикрофоны. В дальнейшем все большее значение приобретал перехват данных, обрабатываемых в компьютерах, но совершенствовались и традиционные средства.

Наиболее крупные каналы утечки информации следующие:

1. Акустический. Средой передачи речевой информации может быть воздух, строительные конструкции и т.д. Способ перехвата – использование специальных средств типа стетоскопов или направленных микрофонов, или средств, которые можно приспособить для этих целей.

2. Электромагнитный. Информация передается посредством электромагнитных волн, возникающих вокруг проводов, отдельных узлов офисной аппаратуры, используемой внутри помещения или же электромагнитные волны излучаются специально установленными техническими средствами. Способ регистрации информации – использование специальных средств.

3. Оптический. Носителем информации являются электромагнитные колебания в диапазонах видимого света, инфракрасного или ультрафиолетового излучений. В этом случае можно говорить о подсматривании или визуальном наблюдении. Способ перехвата – использование биноклей, видеокамер, приборов ночного видения.

Закрыть технические каналов утечки информации достаточно просто: зная возможности действия, всегда можно найти способы противодействия – наука шагнула достаточно далеко в этом вопросе. Существующими на данный момент средствами противодействия сейчас это возможно почти на 100%

Более сложная задача – снизить процент утечки информации из–за человеческого фактора. Сотрудника необходимо предупредить об ответственности, взять с него подписку о неразглашении, но это все равно не дает полной гарантии. Тогда следующим этапом станет вербовка секретных сотрудников внутри коллектива и установка специальной аппаратуры. Это приводит в действие комплекс проблем, где плотно переплетаются этические, юридические и экономические вопросы. И все равно эти меры позволяют только лишь снизить процент утечки информации, так как сотрудник помимо времени, которое проводит на работе с кем–то встречается, общается и т.д. А здесь его невозможно проконтролировать. Появляется необходимость в специальной службе и периодических проверках персонала на "детекторах лжи" и с помощью специального анкетирования. И все же необходимо помнить, что лишь 30% информации перехватываются с помощью технических средств. Остальная часть информации – на совести персонала.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic